|
Человек от начала своего
существования постоянно находится в мире хаоса и абсурда, проявляя свою
деятельность во временности и не имея возможности осознать вечность (по
крайней мере, трансцендентную). Чрезмерная материализация сознания приводит
к тому, что человек, имея низшие потребности, доводит их осуществление
к абсолюту. Но человек имеет в себе и высшие ценности и именно к их осуществлению
необходимо стремиться, хотя сегодня человек еще слишком примитивен (неизвестно,
будет ли он другим - более развитым?) и не может осознать что-то выше
реализации собственного эгоизма.
Абсурдность жизни исходит из осознания временности пребывания в этом мире.
Действительно значимым может быть лишь вечное, то, что имеет в себе что-либо
необыкновенное, особое, которое может дать действительную радость существования.
Но это есть одна из наибольших трансценденций мира и не существует возможности
ее достоверного познания. Конечно, можно приблизиться к неизвестному,
но можно ли знать действительность веры. Духовные иллюзии дают намного
больше покоя, чем любые материальные наслаждения. Огромная ошибка науки
состоит в том, что, разрушив веру в бога, она не создала веры во что-то
другое, что могло бы предоставить абсолютный смысл жизни.
Только приобщение к трансцендентному даёт покой, который невозможен при
осознании своего временного пребывания в мире. При жизни можно иметь определенный
смысл в чем-то, можно полностью ему отдаться, ограничиться им, но это
не может осуществляться все время и непременно придет понимание того,
что все временное имеет лишь определенный смысл и не имеет абсолютного,
что все временное пустое и только что-то вечное имеет смысл. Если отвергнуть
существование чего-то высшего и вечного (что вполне возможно) то необходимо
признать абсолютную абсурдность жизни - она не имеет никакой значимости,
а потому обязательно появится вопрос, а следует ли жить вообще? Но смерть
все равно настанет, поэтому лучше всего будет на протяжении жизни наблюдать
эту бессмысленность и думать: почему в мире властвует хаос и абсурд; почему
именно ты это ощущаешь, если другие довольны своей примитивной жизнью;
существует ли возможность прорыва через хаос и абсурд к другому существованию
и миру, который ты можешь ощущать как собственный, и в котором ты будешь
действительно радостным.
Для человека важным вопросом жизни есть моральная проблема, а именно:
необходимо ли осуществлять ее нормы или во всем руководствоваться собственными.
Необходимо ли ставить собственный эгоизм превыше всего. Может и действительно
отвергнуть все моральные принципы и стремиться к абсолютному осуществлению
собственного (или группового) эгоизма - для многих людей это является
нормой, но могут ли они ощущать радость? В самом деле ли необходимо так
жить? Выбор делает каждый человек и важно выбрать что-то выше реализации
низших потребностей. И хотя Nietzsche провозгласил целью человека Der
Ubermeasch (сверхчеловек) - это не имеет возможности абсолютного осуществления,
хотя и полнейшей ошибкой это нельзя считать. А может и действительно,
в абсолютно абсурдном мире нет другого выхода, чем абсолютизация воли
к власти.
Изначально одним из главных вопросов жизни есть осознание самого себя
как субъекта, который осуществляет определенную деятельность, исходя из
собственного видения, и объекта, на который совершается влияние. И может
возникнуть вопрос о личностном выборе, а именно: действительно ли то,
что мы делаем, есть собственно наш выбор; или этот выбор сделан другим
и проявлен как наш. Можно придерживаться любой точки зрения, но истина
находится где-то вне возможности восприятия.
Любое изобретение человечества не принесет однозначной пользы из-за эгоистического
и материализованного сознания; и пока сознание не изменится (возможно
ли это?), люди обречены уничтожать друг друга и ощущать при этом наслаждение.
Воспринимая мир, человек ограничивает себя определенными искусственными
конструкциями и остается в плену иллюзорных представлений, которые, с
одной стороны, помогают человеку существовать, а с другой - приводят к
потере собственного выбора жизни и всего другого.
Мир есть совокупностью индивидуальных и коллективных иллюзий, только в
иллюзорности получает оправдание существующее.
Жизнь состоит из временности, в которой человек ощущает удовлетворение
или неудовольствие существованием. Меня всегда интересует: существует
ли что-либо выше, чем эта бессмысленная временность?
Человек, как существо, которое может проявлять свободу, все время находится
в состоянии возможности отказа от нее, из-за нежелания создавать самого
себя (проявлять себя иначе, чем другие). Человек, который не хочет быть
духовно свободным, всегда воспользуется соблазном отказаться от свободы
познания и примет точку зрения другого. У меня возникают странные мысли
об обществе, в котором каждый человек есть проявление самого себя, создает
себя сам, где не существует ни единых общих (коллективных) представлений
и человек познает себя и мир самостоятельно.
Мир как закрытая трансцендентная реальность всегда является непонятным
и иллюзорным, при этом представления о нем могут быть более или менее
ошибочными. Трансценденция мира обнаруживается в невозможности познания
объективируемой реальности.
Человек, находясь в мире, стремится к ограниченности своего существования,
через примитивизацию потребностей и желаний. Ни при какой исторической
эпохе не было достаточно развитых высших потребностей. Основой примитивизма
есть эгоизм человека.
Человек на протяжении жизни, занимаясь повседневной деятельностью, реализует
большей частью примитивные биологические и социальные потребности. Смыслом
жизни необходимо признать развитие и усовершенствование высших потребностей,
которые имеют целью вывести человека на другой уровень существования -
где люди будут действительными творцами мира.
На сегодня необходимо признать, что жизнь это лишь бессмысленная борьба
друг с другом за право осуществлять влияние на окружающую действительность.
Эгоизм на протяжении истории и в современных условиях является главным
мотивом деятельности человека, а это лишь приводит к борьбе, в которой
нет однозначных победителей и побежденных. Эгоизм порождает зависимого
человека.
Представление человека о мире - это его восприятие материальных предметов
и абстрактных понятий как определенных сущностей, значение которых он
понимает или стремится понять. Все, что человек не понимает, он не воспринимает
как необходимость и не придает особого значения этим непонятностям. Например,
сущность телевизора для разных людей является разной: для одних это вещь,
которая предоставляет информацию (новости), для других - главный источник
просмотра кинофильмов, для третьих - зло современной цивилизации, которое
чрезвычайно развращает человека, для четвертых - все перечисленное выше,
для пятых - что-то еще. Таких сущностей у каждого предмета или абстрактного
понятия может быть множество.
Но все представления о сущности не могут приблизиться к значению этих
сущностей как объективных реальностей. Вне человеческих представлений
о сущностях есть объективные сущности (которые не могут быть познаны человеком).
Здесь непременно возникает вопрос бога как субъекта представления объективных
сущностей. Но даже если это утверждение правильное, возможно лишь предположить
существование бога как субъекта трансцендентного бытия, которое является
относительно него объектом.
В процессе познания мира человек определенным образом объясняет и представляет
бытие. Поэтому существует потребность установить структуру самого бытия.
Индивидуальное бытие - представления человека, которые являются личными
убеждениями относительно мира (индивидуальное представление мира).
Коллективное бытие - групповые представления о мире (к группам относятся
большие общности людей - классы, нации др.)
Трансцендентное бытие - это бытие представляет собой объективность, которая
не зависит от мыслей субъектов познание. Оно является истиной, но недосягаемо
для человека (трансцендентное необходимо понимать как часть мира, которая
не познается).
Мир существует в сознания человека, вне сознания существует трансцендентное
бытие, которое не может быть познано, по крайней мере, при жизни. По уровню
познания мира человек может быть приближен или отдален от transcendense.
Мы можем воображать мир любым, но каким же он является на самом деле,
нам неизвестно; все, что мы наблюдаем как собственные взгляды, является
значащим лишь для нас, но это не означает, что именно таким и является
мир.
Ни один человек не может воспринять мир во всех проявлениях. Человек способен
лишь создавать представления о мире, которые важны для него и воспринимаются
им как необходимость.
Мир является иллюзией, которая совершается нами на протяжении жизни. Мы
не знаем настоящего мира, так как воспринимаем его иллюзорно - нам неизвестно
его происхождение, развитие, назначение. Мы воспринимаем его лишь в меру
иллюзий определенной исторической эпохи. Так, древний римлянин находился
в плену своих иллюзий, а древний варвар в своих, человек средневековья
воспринимал мир не так как человек 19 века. И следующие поколения будут
воспринимать мир совершенно иначе, чем мы.
Необходимо признать, что каждая историческая эпоха имеет свои иллюзии,
которыми живет, иллюзии распадаются, возникают новые, новая эпоха.
Поэтому возникает мысль о том, что на самом деле мы не знаем мира, не
знаем, каким он является, для чего существует. То, во что мы сегодня верим
и что воспринимаем, завтра может оказаться ошибочным. Можно ли перейти
границы иллюзорности и приблизиться к настоящему миру?
Определенным образом человечество познало материальную часть мироздания,
но духовная сфера остается чрезвычайно таинственной. Именно в этой сфере
обнаруживается наибольшее многообразие иллюзорности.
Познать мир во всех его проявлениях невозможно, возможно лишь создать
свое представление о нем.
Важнейшей основой восприятия мира есть осознание смысла жизни. В процессе
раздумывания я приходил к выводу, что смысл жизни есть одна из наибольших
трансценденций мира.
Но воспринять это довольно тяжело, поэтому человек создает вымышленный
смысл ради возможности пребывания в мире, проявлений активности или совсем
отказывается от его поисков, удовлетворяясь временными утехами и проблемами.
Хотя в случае невозможности человеком изобрести вымышленный смысл, он
признает жизнь абсурдной.
Мировосприятие людей наибольшей мерой материализовано, поэтому и смысл
массового человека предстает как достижение чего-то материального и связан
с собственностью только ради собственного обогащения. Но этот вымышленный
смысл не может предоставить абсолютного покоя и радости. Только приобщение
к трансцендентному предоставляет покой, который невозможен при осознании
своего временного пребывания в материализованном мире. При жизни можно
иметь определенный смысл в чем-то, можно полно ему отдаться, ограничиться
им, но это не может осуществляться все время и непременно придет понимание
того, что все временное имеет лишь определенный смысл и не имеет абсолютного,
что все временное пустое и только вечное имеет смысл. Настоящий абсолютный
смысл жизни можно отыскать лишь в стремлении к высшему и вечному.
Истинным смыслом жизни
необходимо признать моральное совершенствование человека, развитие его
позитивных творческих способностей, познание мира, стремление к добру
и благородству, милосердию и помощи другим людям, достижение действительной
РАДОСТИ пребывания в этом мире.
В своей жизнедеятельности я стараюсь проявлять вышеназванные моральные
абсолюты и это облегчает нашу довольно тяжелую жизнь. Доброму и милосердному
человеку значительно легче пребывать в мире, чем злому и завистливому
- эгоистическому человеку, так как добро и милосердие дают ощущение осмысленности
пребывание в мир, а зло и эгоизм лишь разрушают человека и все окружающее.
Стремясь проявлять добро и милосердие в своей жизнедеятельности, мы развиваем
в себе позитивное мышление и становимся морально совершенными. Осознать
это трудно, исполнять еще труднее, но другого выхода у нас нет.
Ярослав Браницкий
E-mail:noble@ua.fm
|
|