Wayside.home | Мысли о смысле | Творчество

 

Об Истинной Любви - Мать, Шри Ауробиндо, Сатпрем.

 
 

Отрывки из СОЛНЕЧНОЙ ТРОПЫ - фрагментов из работ Матери и ее бесед с учениками.
"НЕ ПРИНИМАЙТЕ МОИ СЛОВА ЗА УЧЕНИЕ.
ОНИ ВСЕГДА ЯВЛЯЮТСЯ СИЛОЙ В ДЕЙСТВИИ,
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ.
ОНИ ТЕРЯЮТ СВОЮ СИЛУ,
КОГДА ОТ ЭТОЙ ЦЕЛИ ОТДАЛЕНЫ"
МАТЬ

 
 

ЗНАЙТЕ, КАК ЛЮБИТЬ
Сказано, что для того, чтобы осознать Божественную любовь, всякая иная
любовь должна быть оставлена. Но как отказаться от человеческой любви,
которая цепляется так упорно и настойчиво и очень нелегко оставляет нас?

Пройти через нее!
Пройти через нее, постичь то, что по ту сторону. Не быть
удовлетворенным внешней формой, а увидеть сам принцип, стоящий за любовью.
Не успокаиваться до тех пор, пока не будет обнаружен источник этого чувства
в самом себе. Тогда внешняя форма разрушит сама себя, и вы соприкоснетесь с
Божественной Любовью, которая пребывает по ту сторону всех вещей.
Это наилучший путь.
Но освободиться от одной любви, чтобы обрести другую, - очень трудно.
Даже почти невозможно. Ведь природа человеческая настолько ограничена,
настолько полна всяческих противоречий, настолько связана в своих движениях,
что если бы человек пожелал отвергнуть любовь в своей низшей форме - то есть
человеческую любовь в том виде, в котором люди испытывают ее, - то он отверг
бы заодно все свои способности чувствовать любовь и уподобился камню. И
тогда ему пришлось бы ждать годы или даже столетия для того, чтобы заново
пробудить в себе способность воспринимать и проявлять любовь.
Поэтому лучше всего, если пришла любовь, в любой ее форме, попытаться
проникнуть за ее внешние проявления и найти Божественный Принцип, который
находится по ту сторону и дает ей возможность существовать. Естественно, на
этом пути много ловушек и трудностей, но он, тем не менее, самый
эффективный. То есть, вместо того, чтобы прекратить любить, если любишь
неправильно, следует прекратить любить неправильно и захотеть любить так,
как надо.
Любовь между человеческими существами во всех ее формах, любовь
родителей к детям, любовь братьев и сестер, друзей и любовников - все
пропитано неведением, эгоизмом и другими обычными человеческими
заблуждениями. Не пытайтесь изгнать любовь, тем более, что эта попытка, как
говорит Шри Ауробиндо, чрезвычайно трудна и в конце концов ни к чему не
приводит, а лишь очерствляет сердце - просто научитесь любить лучше. Любить
с преданностью, с самоотдачей, с самоотречением, а если и бороться, то не с
самой любовью, не против любви, а против ее разрушающих форм, против всех
форм монополизма, зависимости, собственничества, ревности и других чувств,
которые сопутствуют этим основным побуждениям. Не стремитесь владеть,
доминировать, навязывать собственную волю, собственную прихоть, собственные
желания или капризы; не брать, а давать; не настаивать на чьем-то отклике,
но быть удовлетворенным самой любовью; не искать личного интереса, радости и
исполнения собственных желаний, но находит удовлетворение в отдаче своей
любви и в нежности; и не просить никакой награды. Просто быть счастливым от
любви. И ничего более.
Если вы поступите так, значит, вы сделаете большой шаг вперед и сможете
благодаря этому отношению постепенно развить чувство само по себе и понять
однажды, что любовь вовсе не что-то личное, что любовь является вселенским
Божественным Чувством, которое, хоть и проявляет себя через нас более или
менее прекрасно, однако суть его Божественна.
Во-первых, не будьте эгоистичными. И для каждого человека, не только
для садхака, существует одно и то же правило: ели вы хотите научиться
любить, вы не должны любить себя в первую очередь, вы должны отдавать себя
предмету любви, не требуя ничего взамен. Это самый простой способ преодолеть
себя и вести не такую приземленную жизнь.
Что же касается Йоги, то мы можем добавит следующее: необходима, как я
уже говорила в начале, воля, чтобы прорваться через эту ограниченную
человеческую форму любви и открыть принцип Божественной Любви, находящейся
по ту сторону. Тогда вы несомненно получите результат. Это лучше, чем
иссушать свое сердце. Возможно, это немного труднее, но, тем не менее, лучше
во всех отношениях. Вместо того, чтобы причинять страдания другим, оставьте
их в покое и займитесь трансформацией себя, не навязывая свою волю другим,
что даже в обычной жизни является шагом вперед, к чему-то высшему и более
гармоничному.
УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ
Если вы хотите узнать, что такое любовь, вы должны полюбить Бога. Тогда
у вас будет возможность узнать, что такое Любовь. Я говорила, что человек
всегда меняется, уподобляясь тому, кого любит. И поэтому, если он любит
Бога, то постепенно человек все больше уподобляется Ему и в конечном итоге
обретает способность отождествить себя с Божественной Любовью, а значит, и
узнать, чем она является. Другого пути нет.
Любовь между двумя человеческими существами, какой бы она ни была,
всегда состоит из неведения, недостатка понимания, слабости и ужасного
чувства разделенности.
Это похоже на то, как если бы вы хотели проникнуть в неповторимое
Великолепие, и первым делом вы поставили бы преграду, две преграды, три
преграды между собой и этим Великолепием, а потом удивлялись бы, что
получили лишь смутное отражение, а не его...
Первым делом следует снять преграды, уничтожить их и оказаться в этом
Великолепии. Тогда вы узнаете, что такое Великолепие. Но если вы
набрасываете покровы один за другим, вы никогда не увидите Его. У вас
возникнет некое иллюзорное чувство ("Вот оно, вот!"), и только.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ ЗДЕСЬ
Божественная Любовь всегда здесь, она всегда присутствует во всей своей
силе. Но большинство людей - девяносто девять процентов - вообще ничего не
чувствуют. То, что они испытывают, находится в соответствии с тем, чем они
являются сами, в соответствии с их способностями к восприятию.
Представьте себе, что вы буквально купаетесь в вибрациях Божественной
Любви, но, к сожалению, совершенно не осознаете этого. Иногда, очень редко,
всего на несколько секунд "нечто" коснется вас, вы говорите: "О,
Божественная Любовь пришла ко мне!" Но это смешно! Это значит лишь то, что
на какой-то момент вы были чуть-чуть приоткрыты, что и дало вам возможность
почувствовать ее, так как она присутствует всегда, подобно Божественному
Сознанию. Она все время здесь, во всей своей полноте, но вы не осознаете
этого или осознаете в краткие моменты, лишь иногда вы что-то чувствуете и
говорите: "Божественное Сознание, Божественная Любовь обратилась ко мне,
пришла ко мне!"
Не всегда, конечно, бывает так. Человек обладает очень маленьким
отверстием, иногда не больше булавочной головки, поэтому вполне естественно,
что сила с трудом прорывается в него. Она похожа на стихийное движение в
атмосфере, но как только появляется возможность для восприятия, она
приходит. И этот принцип относится ко всему Божественному. И они
действительно есть, они здесь - Божественное Сознание, Божественная Любовь,
только человек не воспринимает их, потому что закрыт и большую часть времени
отдает чему-то другому. Он так полон собой, что в нем нет места ничему
другому. Человек очень активно (смеется) занимается другими вещами. Он
настолько занят ими, что у него нет времени для Бога. Но он здесь.

* * *

 
  РАСКРЫТИЕ ДУШИ ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ И БХАКТИ (Из "Синтеза Йоги" Шри Ауробиндо)

Любовь есть верховная сила, которую вечное Сознание посылает вниз от себя в неясный и темный мир, чтобы она могла бы вернуть этот мир и его существа ко Всевышнему. Материальный мир в его темноте и неведении забыл Всевышнее. Любовь пришла во мрак, Она пробуждает все, что лежит спящим, Она шепчет, открывая глаза, которые были сомкнуты: "Есть что-то ценное, для чего стоит пробудиться, для чего стоит жить, и это есть Любовь". И с пробуждением к Любви вошла в мир возможность возвращения назад ко Всевышнему. Творение двигается вверх через любовь ко Всевышнему, и в ответ нисходит вниз, чтобы встретить Творение, Всевышняя Любовь и Милость.
Если знание есть самая широкая сила Сознания и его назначение - освобождать и освещать, все же любовь - это самая глубокая и наиболее интенсивная его сила, и привилегия любви - быть ключом к наиболее скрытому и секретному Тайнику Всевышней Тайны.
Самый личный собственный характер души - это ее движение ко Всевышнему через священную любовь и радость, единение. Именно святую Любовь она имеет более всего, эта Любовь Всевышнего есть ее пробуждение, цель, ее звезда Правды, сияющая над лучезарной колыбелью новорожденного бога, растущего в потаенных глубинах внутри нас. В процессе первой длинной стадии ее роста и незрелого существования она должна опираться на земную любовь, привязанность, нежность, доброжелательность, сострадание, что может помочь облагородить и очистить грубость и пошлость человеческой натуры, на всю красоту, доброту, мягкость, тонкость, на силу, на свет, на смелость; но она знает, как смешаны эти человеческие движения в их лучшем и в их худшем проявлениях, как принижены и раздроблены они печатью Эго и само-обманывающими заблуждениями низшей натуры.
Выйдя постепенно вперед, душа готова и желает разбить все старые и несовершенные эмоциональные деятельности и заменить их большей спиритуальной Правдой любви и единения. Она может все еще допускать человеческие формы и движения, но на условиях, что они обращены к одному Единосущему. Она принимает только связи, что полезны: честное и совершенное благоговение к ГУРУ, союз с искателем Бога, спиритуальное сострадание к неведающему человечеству и животному миру и его обитателям, радость, счастье, и удовлетворение красотой, что приходит от восприятия Всевышнего. Она погружает натуру внутрь к ее встрече с присутствием Всевышнего в тайном сердечном центре и, пока этот призыв там, никакой упрек эгоизма, никакой просто внешний вызов альтруизма или долг служения филантропии не будут больше вводить в заблуждение или отвлекать ее от ее священного страстного стремления и ее послушания тяготению божественности внутри нас.
Она не введена в заблуждение умственной имитацией или любым виталическим злоупотреблением этой великой, глубоко размешанной Правды Существования, напротив, душа раскрывает их своим поисковым лучом - прожектором и призывает вниз полную правду святой Любви, чтобы испепелить эти уродства, избавить умственную, виталическую, физическую любовь от их недостаточности или их извращений и открыть для них их изобильную долю в единении, в восходящем восхищении и нисходящем восторге... Она жаждет толкать восхождение от низшей к высшей степени Правды, поскольку она знает, что только путем восхождения к высочайшей истине и нисхождением этой высочайшей Истины может Любовь быть освобождена от креста и помещена на трон, ибо крест есть знак Всевышнего нисхождения, искаженного поперечной линией космической деформации, которая обращает жизнь в состояние страдания и несчастья. Душа поднимает существо к превосходящему все пределы восторгу и готова сбросить все направленные вниз притяжения мира со своих крыльев в своем подъеме, чтобы достичь Единое Высочайшее, но она призывает также и потустороннюю Любовь и Красоту освободить и преобразовать этот мир ненависти и раздора, разделения и темноты, дребезжащей дисгармонии Неведения. Она открыта во всеобщей святой Любви безмерному состраданию, необъятной воле к добру, к объятиям Мира - Матери, собирающей к себе своих детей, ко святой Страсти, что окунулась в ночь для искупления мира от всеобщего Неведения.
(Из "Синтеза Йоги")
* * *

Натура Бхакти - обожание и поклонение, отдача себя тому, что больше, чем ты сам, натура любви - чувство или поиск близости и единения. Самоотдача есть характер обоих, обе необходимы в Йоге и каждая проявляет свою полную силу, когда поддерживается другой.
Всеобщая любовь всегда всеобщая, душевная любовь может индивидуализировать себя.
Душа имеет свою собственную, более персональную, любовь, Бхакти, самоотдачу. Любовь в возвышенном или спиритуальном уме более всеобща и бесперсональна. Обе должны идти вместе, чтобы образовать высочайшую божественную любовь.

- Мать! Шри Ауробиндо говорил, что человек может перейти от человеческой любви к святой любви...

Он не говорил, что любовь между двумя существами может измениться в святую любовь. Это совсем не то! Он всегда говорил противоположное. Он говорил о ком-то, кто спрашивал его о любви и преданности садхака ко Всевышнему. Он говорил о любви, проявляющейся как Бхакти, как сила преданности Всевышнему, и он говорил, что в начале вашей любви ко Всевышнему - это очень человеческая любовь со всеми хорошими и плохими качествами человеческой любви. В начале ваша любовь всецело человеческая, он назвал ее даже коммерческим обменом. Но если вы настаиваете и делаете необходимое усилие, то вовсе не невозможно для человеческой любви быть преобразованной в святую любовь через идентификацию с тем, Кого вы любите. Если вы будете развиваться, ваша любовь изменится в святую любовь, в подлинное обожание и преданность.
* * *

 
 

ПСИХИЧЕСКОЕ РОЖДЕНИЕ (Сатпрем: "Шри Ауробиндо, или путешествие сознания")

Первые признаки открывающейся психики - это любовь и радость - радость, которая может быть очень интенсивной и мощной, но без всякой экзальтации и без объекта - спокойная и глубокая, как море. Психической радости ничего не нужно для того, чтобы быть, она есть; даже в тюрьме она не может прекратить своего существования; это не ощущение, а состояние - как река, которая искрится, сверкает везде, где бы она ни протекала - по грязи ли или по камням, через горы или по равнинам. Это любовь, которая не является противоположностью ненависти и которой ничего не нужно для поддержки, она просто есть. Она горит постоянным огнем независимо от того, с чем она встречается, горит во всем, что она видит и чего касается, просто потому, что она не может не любить, такова ее природа; для нее нет ничего высокого или низкого, чистого или нечистого; ни пламя ее, ни радость не могут померкнуть. Есть и другие знаки ее присутствия: она легка, ничто не является бременем для нее, как будто сам мир - это площадка для ее игр; она неуязвима и неприкосновенна, как будто навеки находится за пределами всех трагедий, вне всяких катастроф; она - провидец, она прозревает; она спокойна, очень спокойна - едва заметное дыхание в глубинах существа; и широка, безбрежна, как море. Ибо она вечна. И свободна; ничто не может сковать, пленить ее: ни жизнь, ни люди, ни идеи, ни доктрины, ни страны - она - за их пределами, всегда по ту сторону их, и все-таки находится в сердце всех и каждого, как будто она едина со всем. Это Бог в нас.
* * *

 
     
 

 


Wayside.home | Мысли о смысле | Творчество

Сайт создан в системе uCoz